- 01/10/2023
- 25
- нет
«Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников»
Автор: Слепцова Вера Алексеевна
Главная цель экологического воспитания — формирование основ экологической культуры, т.е. бережного отношения ребенка к природе, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельного подхода к обучению, в том числе в исследовательской деятельности. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему». Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Поэтому моя работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. В рамках инновационной деятельности был разработан тематический план работы с детьми.
В группе были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности;
- Создание системы работы по развитию исследовательской деятельности ребенка;
- Разработка занимательного практического материала, побуждающего детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества;
В план экспериментальной деятельности были включены такие направления как:
- Эксперименты с водой, где дети исследуют и узнают её тайны, знакомятся со свойствами воды, способностью окрашиваться, менять вкус, запах и т. д. и делают выводы
- Эксперименты с воздухом, где на собственных примерах дети понимают, что воздух легче воды, занимает место, прозрачен и многое другое.
- Исследуя морозные узоры на окне ребенок узнает, что — это большие кристаллы льда, растущие из водяного пара на границе тепла и холода.
- Опыты со снегом и льдом, где дети исследуют различные вещества твердые и жидкие.
- Углубляют и систематизируют знания о животных, птицах, растительном мире.
Таким образом, в ходе исследовательской деятельности дети познали о свойствах и качестве явлений не живой природы. Учились устанавливать элементарные причинно – следственные связи. Приобрели знания о физических явлениях. Расширили знания о животном и растительном мире. Получили новые знания о природе крайнего севера.
Предлагаю мною разработанный познавательно — исследовательский проект «Чудеса полярной зимы». Участие в нем приняли педагог, ребенок старшей группы и родители. Проект был краткосрочный (реализовывался в течение месяца). Тематика была необычная «Морозные узоры на окне».
Тип проекта: познавательно – исследовательский
По времени проведения: 1 месяц
Содержание:
Проект «Чудеса полярной зимы» предназначен для детей дошкольного возраста.
Проект представляет собой совместную деятельность педагога, ребенка и родителей.
Исследовательский проект «Чудеса полярной зимы».
Актуальность
В холодную погоду на окнах можно заметить замечательные морозные узоры? Это чудо зимы заинтересовала меня. Поэтому, моя работа является актуальной и познавательной
Цель исследования:
-Выяснить, почему зимой на окнах часто появляются чудесные морозные узоры.
Задачи:
- Изучить дополнительную литературу и отобрать интересующие сведения, о том -как появляются снежные узоры на окнах;
- Доказать, путем исследования, что снежны узоры на окнах появляются не случайно;
- Сделать выводы и обобщения результат своих наблюдений;
- Получить ответ на вопрос «откуда появляются чудесные морозные узоры на окнах
- Связать узоры на окнах «Мои фантазии» с любимым стихотворением А. С. Пушкина «У Лукоморья».
Объект исследования:
- Морозные узоры.
Методы исследования:
- Анализ;
- Опрос;
- Наблюдение;
- Сбор информации из книг, сети интернета;
- Эксперимент.
Гипотеза: если на окнах появились чудесные морозные узоры- значит на улице морозная погода.
И заинтересовался морозными узорами. А почему летом на окнах не появляются узоры? А еще заметил, что на одних окнах есть узор, а других нету. Почему?
Ребенок думает, что это Дед Мороз рисует затейливые узорына окне.
Он спрашивает у взрослых- почему появляются зимой на окнах узоры?
Ответы взрослых:
- Мама сказала,что когда на улице холодно, то тогда появляются узоры на окне.
- Папа сказал, что если окна на зиму не утепляют, то морозный воздух сильнее проникает в квартиру и из-за этого образуются узоры.
- Вера Алексеевна (воспитатель) объяснила мне, что зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается и часть водяных паров из него оседает на холодные стекла в виде кристалликов льда. Затем эти кристаллики начинают замерзать, рисуя на стекле снежные( морозные) узоры.
Основная часть.
- Этап. Изучения научных источников.
Чтобы ответить на все вопросы, ребенок обращается к воспитательнице Слепцовой В. А. Вместе сней ознакомились с научной литературой по теме и нашли научный ответ”Зимой воздух около оконных стекол сильно охлождается и часть водяных паров из него оседает на холодные стекла в виде кристалликов льда. Затем эти кристаллики начинают ветвиться и разрастаться, “рисуя”на стекле снежные (морозные) узоры.
- Этап. Опрос.
Следующим этапом исследовательской работы стал опрос друзей. Приняло участие 5 детей.
В ходе опроса было выявлено, что все друзья наблюдали морозные узоры. Знают, что такие сказочные узоры бывают только зимой и могут быть разными, и всем хочется узнать, откуда и как появляются эти морозные узоры. Итак, «Кто же рисует чудесные узоры? Дед Мороз или кто — то другой?
Ребенок уже знает, что зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается и часть водяных паров оседают на стекло в виде кристалликов. Для того, чтобы началась кристаллизация, первым ледяным кристалликам нужно осесть. Льдинки группируются на поверхностях, и постепенно вырисовываются необыкновенная картина. Каждый узор неповторим и уникален. При наблюдении Деда Мороза не увидела, значит, это не Дед Мороз расписывает стекла в холодную погоду, а сама природа.
Наблюдая за окнами, ребенок наталкивается на вопрос: «Почему не на всех окнах образуется морозные узоры? Оказывается, что узоры не образуется на хорошо утепленных защищенных окнах.
Наблюдения:
- Первое окно без морозного узора.
- Второе окно с легким морозным окном.
- Третье окно с чуть толстым слоем морозного узора.
Ребенок ставит между стеклами окон термометр чтобы узнать градус. Измеряет температуру между стеклами окон без узора, с легким узором и с утолщенным узором.
Термометр показал между стеклами окон:
Без морозного узора +14 градусов.
С легким узором +2 градуса.
Толстым слоем _4 градуса.
Приложив ладошку проверяет, продувает ли с наружной стороны окна и по краям стекла рамы:
1.Без морозного узора, не продувает.
2.С легким морозным узором, продувает.
3.Толстым слоем узора, тоже продувает.
Рисунок с толстым морозным узором меняется через месяц. Рисунок с легким морозным узором меняется через 1 день.
Эксперименты ребенка. 1. Эксперимент.
Для этого понадобится стекло. Ребенок подул на стекло и появился морозный узор , потому что изо рта выходит теплый воздух.
2.Эксперимент.
Для этого понадобилось стекло и трубочка. Ребенок подул из трубочки и появился морозный узор, потому что из трубочки выходит теплый воздух.
3.Эксперимент.
Третье стекло подержала на морозе. Ничего не изменилось, потому что воздух на улице холодный.
Таким образом, ребенок приходит к следующим выводам:
- Морозные рисунки на стекле – это большие кристаллы льда, растущие из водяного пара на границе тепла и холода;
- Морозные узоры на стеклах не образуется если, температура воздуха у стекла понижается, став такой же, как и температура самого стекла;
- Морозные узоры на окнах не образуется, если температура внутри окна +14 градусов;
- Морозный узор на окне образуется, при температуре внутри окна +2 градуса;
- Тонкий узор на окне меняется почти каждый день, а утолщенный рисунок узора меняется через месяц.
Цель и задачи, поставленные ребенком достигнуты.
Вывод:
В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об экологическом представлении. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные и регуляторные. Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители, с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой – включаются в совместное с ребенком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности. Проектирование педагога, требует ежедневного творческого, личностного роста.
Комментарий читателей статьи "«Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников»"