678560, с. Казачье, ул. Барона Э.Толля, д. 6

Персональный сайт

Слепцовой
Веры Алексеевны

воспитателя Казачинского детского сада «Кэнчээри»,
Усть - Янский улус, РС (Якутия)

«Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников»

Автор: Слепцова Вера Алексеевна

Главная цель экологического воспитания — формирование основ экологической культуры, т.е. бережного отношения ребенка к природе, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельного подхода к обучению, в том числе в исследовательской деятельности. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему». Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой.  Поэтому моя работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. В рамках инновационной деятельности был разработан тематический план работы с детьми.

В группе были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности;

  • Создание системы работы по развитию исследовательской деятельности ребенка;
  • Разработка занимательного практического материала, побуждающего детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества;

В план экспериментальной деятельности были включены такие направления как:

  • Эксперименты с водой, где дети исследуют и узнают её тайны, знакомятся со свойствами воды, способностью окрашиваться, менять вкус, запах и т. д. и делают выводы
  • Эксперименты с воздухом, где на собственных примерах дети понимают, что воздух легче воды, занимает место, прозрачен и многое другое.
  • Исследуя морозные узоры на окне ребенок узнает, что — это большие кристаллы льда, растущие из водяного пара на границе тепла и холода.
  • Опыты со снегом и льдом, где дети исследуют различные вещества твердые и жидкие.
  • Углубляют и систематизируют знания о животных, птицах, растительном мире.

Таким образом, в ходе исследовательской деятельности дети познали о свойствах и качестве явлений не живой природы. Учились устанавливать элементарные причинно – следственные связи. Приобрели знания о физических явлениях. Расширили знания о животном и растительном мире. Получили новые знания о природе крайнего севера.

Предлагаю мною разработанный познавательно — исследовательский проект «Чудеса полярной зимы». Участие в нем приняли педагог, ребенок старшей группы и родители. Проект был краткосрочный (реализовывался в течение месяца). Тематика была необычная «Морозные узоры на окне».  

Тип проекта: познавательно – исследовательский

По времени проведения: 1 месяц

Содержание:

Проект «Чудеса полярной зимы» предназначен для детей дошкольного возраста.

Проект представляет собой совместную деятельность педагога, ребенка и родителей.

Исследовательский проект «Чудеса полярной зимы».

Актуальность

В холодную погоду на окнах можно заметить замечательные морозные узоры? Это чудо зимы заинтересовала меня. Поэтому, моя работа является актуальной и познавательной

 Цель исследования:

-Выяснить, почему зимой на окнах часто появляются чудесные морозные узоры.

Задачи:

  1. Изучить дополнительную литературу и отобрать интересующие сведения, о том -как появляются снежные узоры на окнах;
  2. Доказать, путем исследования, что снежны узоры на окнах появляются не случайно;
  3. Сделать выводы и обобщения результат своих наблюдений;
  4. Получить ответ на вопрос «откуда появляются чудесные морозные узоры на окнах
  5. Связать узоры на окнах «Мои фантазии» с любимым стихотворением А. С. Пушкина «У Лукоморья».

Объект исследования:

  • Морозные узоры.

Методы исследования:

  • Анализ;
  • Опрос;
  • Наблюдение;
  • Сбор информации из книг, сети интернета;
  • Эксперимент.

Гипотеза: если на окнах появились чудесные морозные узоры- значит на улице морозная погода.

И заинтересовался морозными узорами. А почему летом на окнах не появляются узоры? А еще заметил, что на одних окнах есть узор, а других нету. Почему?

Ребенок думает, что это Дед Мороз рисует затейливые узорына окне.

Он спрашивает у взрослых- почему появляются зимой на окнах узоры?

Ответы взрослых:

  • Мама сказала,что когда на улице холодно, то тогда появляются узоры на окне.
  • Папа сказал, что если окна на зиму не утепляют, то морозный воздух сильнее проникает в квартиру и из-за этого образуются узоры.
  • Вера Алексеевна (воспитатель) объяснила мне, что зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается и часть водяных паров из него оседает на холодные стекла в виде кристалликов льда. Затем эти кристаллики начинают замерзать, рисуя на стекле снежные( морозные) узоры.

Основная часть.

  1. Этап. Изучения научных источников.

Чтобы ответить на все вопросы, ребенок обращается к воспитательнице Слепцовой В. А. Вместе сней ознакомились с научной литературой по теме и нашли научный ответ”Зимой воздух около оконных стекол сильно охлождается и часть водяных паров из него оседает на холодные стекла в виде кристалликов льда. Затем эти кристаллики начинают ветвиться и разрастаться, “рисуя”на стекле снежные (морозные) узоры.

  • Этап. Опрос.

Следующим этапом исследовательской работы стал опрос друзей. Приняло участие 5 детей.

В ходе опроса было выявлено, что все друзья наблюдали морозные узоры. Знают, что такие сказочные узоры бывают только зимой и могут быть разными, и всем хочется узнать, откуда и как появляются эти морозные узоры. Итак, «Кто же рисует чудесные узоры? Дед Мороз или кто — то другой?

Ребенок уже знает, что зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается и часть водяных паров оседают на стекло в виде кристалликов. Для того, чтобы началась кристаллизация, первым ледяным кристалликам нужно осесть. Льдинки группируются на поверхностях, и постепенно вырисовываются необыкновенная картина. Каждый узор неповторим и уникален. При наблюдении Деда Мороза не увидела, значит, это не Дед Мороз расписывает стекла в холодную погоду, а сама природа.

Наблюдая за окнами, ребенок наталкивается на вопрос: «Почему не на всех окнах образуется морозные узоры? Оказывается, что узоры не образуется на хорошо утепленных защищенных окнах.

Наблюдения:

  1. Первое окно без морозного узора.
  2. Второе окно с легким морозным окном.
  3. Третье окно с чуть толстым слоем морозного узора.

Ребенок ставит между стеклами окон термометр чтобы узнать градус. Измеряет температуру между стеклами окон без узора, с легким узором и с утолщенным узором.

Термометр показал между стеклами окон:

Без морозного узора +14 градусов.

С легким узором +2 градуса.

Толстым слоем _4 градуса.

Приложив ладошку проверяет, продувает ли с наружной стороны окна и по краям стекла рамы:

1.Без морозного узора, не продувает.

2.С легким морозным узором, продувает.

3.Толстым слоем узора, тоже продувает.

Рисунок с толстым морозным узором меняется через месяц. Рисунок с легким морозным узором меняется через 1 день.

 Эксперименты ребенка.                                                                                                                       1. Эксперимент.

Для этого понадобится стекло. Ребенок подул на стекло и появился морозный узор , потому что изо рта выходит теплый воздух.

              2.Эксперимент.

Для этого понадобилось стекло и трубочка. Ребенок подул из трубочки и появился                          морозный узор, потому что из трубочки выходит теплый воздух.

3.Эксперимент.

Третье стекло подержала на морозе. Ничего не изменилось, потому что воздух на улице холодный.

Таким образом, ребенок приходит к следующим выводам:

  1. Морозные рисунки на стекле – это большие кристаллы льда, растущие из водяного пара на границе тепла и холода;
  2. Морозные узоры на стеклах не образуется если, температура воздуха у стекла понижается, став такой же, как и температура самого стекла;
  3. Морозные узоры на окнах не образуется, если температура внутри окна +14 градусов;
  4. Морозный узор на окне образуется, при температуре внутри окна +2 градуса;
  5. Тонкий узор на окне меняется почти каждый день, а утолщенный рисунок узора меняется через месяц.

Цель и задачи, поставленные ребенком достигнуты.

Вывод:

В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об экологическом представлении. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные и регуляторные. Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители, с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой – включаются в совместное с ребенком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности. Проектирование педагога, требует ежедневного творческого, личностного роста.

Комментарий читателей статьи "«Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников»"

  • Есть чем поделиться? Пишите в комментариях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *