- 01/10/2023
- 22
- нет
Формирование экологической культуры В процессе исследовательской деятельности у дошкольников.
Слепцова Вера Алексеевна,
воспитатель МБДОУ «Казачинский детский сад «Кэнчээри»
МР «Усть- Янский улус (район) Республики Саха (Якутия)
Аннотация. В статье описана реализация одного из самых эффективных методов работы с детьми — познавательно-исследовательская проектная деятельность. Целью организации проектной деятельности является развитие познавательной способности и творческого мышления ребенка, а результатом — активный и любознательный, всесторонне развитый и творческий дошкольник. Благодаря личностно-ориентированному подходу, смещается акцент с процесса пассивного накопления детьми знаний на развитие познавательного интереса и формирование навыков сотрудничества.
Ключевые слова: экологическая культура, познавательно-исследовательская деятельность, морозные узоры, эксперимент, наблюдения.
лавная цель экологического воспитания — формирование основ экологической культуры, т.е. бережного отношения ребенка к природе, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельного подхода к обучению, в том числе в исследовательской деятельности. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему». Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими
объектами неживой и особенно живой природы. Моя работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. В рамках инновационной деятельности был разработан тематический план работы с детьми. В группе были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности, разработан занимательный практический материал, побуждающий детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества;
В план экспериментальной деятельности
были включены такие направления, как: эксперименты с водой, где дети исследуют и узнают её тайны, знакомятся со свойствами воды, способностью окрашиваться, менять вкус, запах и т.д. и делают выводы. эксперименты с воздухом, где на собственных примерах дети понимают, что воздух легче воды, занимает место, прозрачен и многое другое.
исследование морозных узоров на окне, когда ребенок узнает, что это — большие кристаллы льда, растущие из водяного пара на границе тепла и холода.
опыты со снегом и льдом, где дети исследуют различные вещества твердые и жидкие. углубление и систематизация знаний о животных, птицах, растительном мире.
Таким образом, в ходе исследовательской деятельности дети познают о свойствах и качестве явлений неживой природы. Учатся устанавливать элементарные причинно-следственные связи, приобретать знания о физических явлениях. Расширяют знания о животном и растительном мире. Получают новые знания о природе.
Для примера предлагаю познавательно-исследовательский проект «Чудеса зимы». Участие в нем приняли педагог, ребенок старшей группы и родители. Проект был краткосрочный (реализовывался в течение месяца). Тематика была необычная «Морозные узоры на окне».
Тип проекта: познавательно-исследовательский
По времени проведения: 1 месяц Содержание:
Проект «Чудеса зимы» предназначен для детей дошкольного возраста.
Проект представляет собой совместную
деятельность педагога, ребенка и родителей. Исследовательский проект «Чудеса зимы». Актуальность: в холодную погоду на окнах
можно заметить замечательные морозные узоры. Это чудо зимы заинтересовало меня. Поэтому моя работа является актуальной и познавательной.
Цель исследования: выяснить, почему зимой на окнах часто появляются чудесные морозные узоры.
Задачи:
Изучить дополнительную литературу и отобрать интересующие сведения о том, как появляются снежные узоры на окнах.
Доказать путем исследования, что снежные узоры на окнах появляются не случайно. Сделать выводы и обобщения, результат своих наблюдений. Получить ответ на вопрос «откуда появляются чудесные морозные узоры на окнах».
Связать узоры на окнах «Мои фантазии» с любимым стихотворением А.С. Пушкина «У Лукоморья».
Объект исследования: морозные узоры. Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из книг, сети интернета, эксперимент.
Гипотеза: если на окнах появились чудесные морозные узоры, значит на улице морозная погода. Введение.
В детском саду ребенок при заучивании стихотворения Г.Данилова «Ким киэргэттэ?» заинтересовался морозными узорами. А почему летом на окнах не появляются узоры? А еще заметила, что на одних окнах есть узор, а на других нету. Почему? Ребенок думает, что это Дед Мороз рисует затейливые узоры на окне. Он спрашивает у взрослых: почему появляются зимой на окнах узоры?
Ответы взрослых:
— Мама сказала, что, когда на улице холодно, появляются узоры на окне.
— Папа сказал, что если окна на зиму не утепляют, то морозный воздух сильнее проникает в квартиру и из-за этого образуются узоры.
— Вера Алексеевна (воспитатель) объяснила мне, что зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается и часть водяных паров из него оседает на холодном стекле в виде кристалликов льда. Затем эти кристаллики начинают замерзать, рисуя на стекле снежные (морозные) узоры. Основная часть.
1 этап. Изучение научных источников. Чтобы ответить на все вопросы, ребенок обращается к воспитательнице Слепцовой В.А. Вместе с ней ознакомились с научной литературой по теме и нашли ответ: зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается. Часть водяных паров из него оседает на холодные стекла в виде кристалликов льда. Затем эти кристаллики начинают ветвиться и разрастаться, «рисуя» на стекле снежные (морозные) узоры.
2 этап. Опрос. Следующим этапом исследовательской работы стал опрос друзей. Приняло участие 5 детей. В ходе опроса было выявлено, что все друзья наблюдали морозные узоры. Знают, что такие сказочные узоры бывают только зимой и могут быть разными, и всем хочется узнать, откуда и как появляются эти морозные узоры. Итак, «кто же рисует чудесные узоры? Дед Мороз или кто-то другой?
Ребенок уже знает, что зимой воздух около оконных стекол сильно охлаждается и часть водяных паров оседает на стекло в виде кристалликов. Для того чтобы началась кристаллизация, первым ледяным кристалликам нужно осесть. Льдинки группируются на поверхностях, и постепенно вырисовывается необыкновенная картина. Каждый узор неповторим и уникален. При наблюдении Деда Мороза не увидела, значит, это не Дед Мороз расписывает стекла в холодную погоду, а сама природа. Наблюдая за окнами, ребенок думает: «Почему не на всех окнах образуются морозные узоры?». Оказывается, что узоры не образуются на хорошо утепленных защищенных окнах.
Наблюдения:
1. Первое окно без морозного узора.
2.Второе окно с легким морозным окном.
3.Третье окно с чуть толстым слоем морозного узора.
Ребенок ставит между стеклами окон термометр, чтобы узнать температуру воздуха. Измеряет температуру между стеклами окон без узора, с легким узором и с утолщенным узором.
Термометр показал между стеклами окон: без морозного узора +14 градусов; с легким узором +2 градуса; с толстым слоем — 4 градуса.
Приложив ладошку, проверяет, продувает ли с наружной стороны окна и по краям стекла рамы: 1. Без морозного узора — не продувает.
2. С легким морозным узором — продувает. 3. С толстым слоем узора — тоже продувает.
Рисунок с толстым морозным узором меняется через месяц. Рисунок с легким морозным узором меняется через 1 день. Эксперименты ребенка.
1. Эксперимент: для этого понадобится стекло. Ребенок подул на стекло и появился морозный узор, потому что изо рта выходит теплый воздух.
2. Эксперимент: для этого понадобились
стекло и трубочка. Ребенок подул из трубочки и появился морозный узор, потому что из трубочки выходит теплый воздух.
3. Эксперимент: третье стекло подержала на морозе. Ничего не изменилось, потому что воздух на улице холодный. Таким образом, ребенок приходит к следующим выводам:
1.Морозные рисунки на стекле — это большие кристаллы льда, растущие из водяного пара на границе тепла и холода.
2. Морозные узоры на стеклах не образуются, если температура воздуха у стекла понижается и становится такой же, как и температура самого стекла.
3. Морозные узоры на окнах не образуются, если температура внутри окна +14 градусов;
4. Морозный узор на окне образуется при
температуре внутри окна +2 градуса;
5. Тонкий узор на окне меняется почти каждый день, а утолщенный рисунок узора
меняется через месяц. Цель и задачи, поставленные ребенком, достигнуты.
Вывод: в ходе проектной деятельности расширяются знания детей, развиваются познавательные, коммуникативные и регуляторные способности. Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители, с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой — включаются в совместное с ребенком общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н… Проектная деятельность дошкольников. Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2010. 73 с.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познаватель- но-исследовательская деятельность дошкольников. Москва: Издательство Моза- ика-Синтез, 2017. 75 с.





Комментарий читателей статьи "Формирование экологической культуры В процессе исследовательской деятельности у дошкольников."